Активисты борются за сохранение на Украине колоссальных фресок советских времен
Эти фрески принесли Виктору Арнотову, русскому художнику-иммигранту, работавшему с мексиканским художником Диего Риверу, в 1930-х годах в Сан-Франциско известность Управлению бизнесом времен Великой депрессии. В 2019 году его имя снова появилось на фоне споров, когда школьный совет проголосовал за то, чтобы скрыть его фреску о жизни Джорджа Вашингтона из-за его изображения преследуемых рабов и коренных американцев.
Но на Западе мало что известно о мозаиках, которые Арнотов сделал после своего возвращения в 1963 году в Мариуполь, его родину на Украине, которая тогда была советским промышленным городом и курортом. Как пережитки советской эпохи, они находились под угрозой разорения и забвения в рамках кампании «Отмена Союза», которая началась с падения памятников Ленину после распада Советского Союза в 1991 году и обретения Украиной независимости.
Иван Станиславский, журналист и фотограф, изучающий большие советские мозаики в Мариуполе, говорит, что статус этих работ варьируется от «почти идеального до катастрофического». Некоторые из них «медленно рассыпаются по частям», как первая работа Арнотова в городе, Завоеватели вселенной С 1964 г. на незащищенной стене здания почты. На фреске изображены астрономы в форме серпа и молота.
Станиславский говорит, что мозаика была пионером в использовании керамических материалов и занимала площадь более 100 квадратных метров. Александр Чернов, искусствовед, соавтор книги со Станиславским, рассказывает о монументальных мозаиках, созданных в Мариуполе с 1960-х по 1980-е годы, а верхняя часть Завоеватели вселенной «Уже утерянные», старые фотографии и открытки могут быть восстановлены в качестве исходных материалов. Артисты предложили это сделать, но власти не ответили, сказал он.
Две другие оставшиеся мозаики в Мариуполе в основном выполнены Арнотовым. Учитель с группой детей (1965), установленный снаружи школы, с учениками, изображенными в красных шарфах советских времен, и От скифов до Вселенной (1968-70), визуальная история Приазовья, созданная для городского аэропорта, с 78 персонажами в 26 темах. Последний также включает в себя советскую символику и хорошо сохранился, хотя аэропорт был закрыт для посещения с тех пор, как в 2014 году он был захвачен украинской армией, – говорит Ксения Моляр, куратор проекта советской мозаики в Фонде Изоляция в Украине. Эта инициатива основана на вкладах украинских активистов, часто молодых людей, которые открыто заявляли о важности искусства, созданного в советское время.
Трагический период
«Мы пытаемся представить это как искусство, и это отражает трагическую эпоху», – говорит Молярд. Это украинские художники, которые творили в Украине. Они жили в ситуации, когда они не могли не думать о том, что было советским. Конечно, некоторые из них были идеологическими, некоторые были тайно антисоветскими, а некоторые просто хотели заработать. Мы можем анализируйте это только тогда, когда мы понимаем, кто что сделал, что, почему и как. Главное сейчас – сохранить бизнес ».
Работа Арнотова в США в 1920-1960-х годах и его решение вернуться в Советский Союз подробно задокументированы в Виктор Арнотов и политика искусства, 2017 книга Роберта В. Черного, почетного профессора Государственного университета Сан-Франциско. Художник родился в 1896 году, учился в школе в Мариуполе, воевал в Белой армии против большевиков. После работы с Риверой во время пребывания в Мексике, он проникся симпатией к коммунистам, что позже привело к неудачной попытке отстранить его от должности преподавателя в Стэнфордском университете.
После того, как его встретили с некоторыми привилегиями по возвращении в Украину, другие осудили его как «белого русского вассала», говорит Чернов, и в конце концов уехал в Ленинград, где и умер в 1979 году. Сергей Петахтен, сын жены Арнотова, говорит, что Художник подвергался унижениям Наблюдатель КГБ. Любава Илленко, историк искусства, работающая над проектом «Изолеция» и одновременно пишущая трактат об украинской мозаике, говорит, что с сегодняшней точки зрения Арнотов «очень строго придерживался официального метода советского искусства, социалистического реализма», но считает, что его работы должны быть сохранились.
«Вопрос истории – это вопрос постоянных манипуляций» как в бывшем Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах, – говорит Илленко, ссылаясь на пример Арнотова. Сегодня советская звезда находится под атакой, потому что это соответствует нашей политике. Завтра будет что-то еще “.
«Любитель алкоголя. Дружелюбный вебоголик. Пожизненный телеведущий. Гордый интроверт».