Государственное похоронное обозрение – Последние устрашающие обряды сталинского Советского Союза | Кино
FИли этот очень тревожный фильм, который на два часа напоминает страшный сон, Сергей Лозница собрал невиданные доселе цветные и черно-белые кадры, снятые в Советском Союзе в 1953 году; В нем показаны официальные последствия смерти Сталина, тело которого видели лежащим в хорошей форме, в окружении пышных цветов, как марксистско-ленинская Офелия. Говорят, что все это было предназначено для официального фильма, но по мере того, как хрущевская эра прогрессировала и репутация Сталина падала, явно не было энтузиазма по поводу редактирования и представления этих кадров в правильном духе, и поэтому им позволили увядать и забывать.
Необычно то, что эти сцены людей, бродящих по улицам, послушно читающих газетные репортажи, слушающих речи и плетущих венки, явно предназначались для редактирования как эмбиентный материал, без сомнения, сопровождаемые резким закадровым голосом. Лозница этого не делает. Он просто предлагает длинные отрезки устрашающе великолепных сцен, давние Национальные соревнования по лунатизму, вроде прямой трансляции какой-нибудь почтенной телепередачи. (Вы можете представить некоторых комментаторов в стиле Димблби для настоящих похоронных сцен в конце.)
Пожалуй, самая странная сцена происходит в аэропорту, когда делегаты из советских стран и коммунистических партий со всего мира прибывают, чтобы засвидетельствовать свое почтение: люди с темными лицами в шляпах и пальто, но иногда их видят улыбающимися, на самом деле они явно несколько счастливы и даже взволнованы.За мероприятие и таким образом показать свой особый престиж. Конечно, эти незащищенные моменты не привели бы к официальному сокращению.
Один из тех посетителей, которых мы здесь видим, это Гарри Буллит, Коммунистической партии Великобритании – сталинский прокурор, чье окружение вошло в историю из-за несогласия с просьбой Джорджа Оруэлла присоединиться к интернациональным бригадам в гражданской войне в Испании. Наконец, мы добрались до официальных выступлений на похоронах, произнесенных удивительной толпой таких политиков, как Маленков И Берия. (Может быть, бестактное присутствие Берии в фильме было еще одной причиной его исчезновения в 1950-х годах; редактировать его было бы достаточно просто, но кому еще нужно было бы искоренять?)
Лица – это самое интересное. Лозница дает нам монтаж сдерживаемой тайны и беспокойства. Некоторые люди – очень немногие – кажутся плачущими. Остальные – серьезные, внимательные, жесткие и нейтральные, подчеркивающие лица, которые люди научились показывать при жизни Сталина, на случай, если любая эмоциональная демонстрация вообще может быть истолкована как противоправность или предательство. Однако, возможно, их горе слишком сложно объяснить: осознание того, что эпоха приближается к концу, а заклинания на подъеме.
Наблюдая за этим, я все время задавался вопросом, стоит ли мне заглядывать в толпу, чтобы мельком увидеть шестимесячного Владимира Путина. Чем закончится его приговор? Придется ли России действительно ждать его государственных похорон?