Опера Андрея Тарковского “Борис Годунов” в Санкт-Петербурге.
В 1983 году режиссер Андрей Тарковский был приглашен Королевским оперным театром (ROH) Ковент-Гарден для представления постановки оперы «Борис Годунов» по пьесе Модеста Мусоргского. После смерти Тарковского и изменения культурной политики в Советском Союзе постановка «Ковент-Гарден» была перенесена в Мариинский театр в 1990 году. В 2006 году Мариинский возродил ее, хотя и с некоторыми изменениями, и в этом году он возобновил постановку на сцене.
В Лондоне тоже долго шла постановка оперы. Ирина Браун, которая вместе со Стивеном Лоулессом ассистировала Тарковскому, когда он руководил оперой в 1983 году, совместно и по отдельности провела четыре возрождения в Ковент-Гарден.
Первое производство в Лондоне
В 1983 году Браун работал с небольшой оперной труппой на окраине Лондона. На одном из ее семинаров присутствовал руководитель аппарата ROH, и вскоре после этого ей позвонил и спросил, не заинтересована ли она стать вторым помощником режиссера в новой постановке «Бориса Годунова»..Когда она узнала, что режиссером будет Андрей Тарковский, она без колебаний ответила утвердительно. У дирижера Клаудио Аббадо возникла идея пригласить Тарковского, и он получил восторженную поддержку от сэра Джона Толле, главы оперного театра.
Опера повествует о Борисе Годунове, коронованном после смерти молодого царя Федора. Но правление Годунова и судьба страны оказались под угрозой, когда сбежавший в Польшу русский монах хочет занять престол от имени Дмитрия, младшего сводного брата царя Федора. Дмитрий был убит по приказу Годунова. В конце оперы обезумевший от вины Годунов умирает, в то время как польская армия наступает на Москву, а «юродивый» плачет на поле над трагической судьбой России.
Это была первая оперная постановка Тарковского. Он привнес в проект свое видение России, кровавой истории и многострадального народа. Но книга Тарковского не была явно политической интерпретацией. Сосредоточьтесь на исследовании совести Бориса, которого мучило убийство невинного ребенка, которое преследует Бориса на протяжении всей истории, и на бессмысленной смерти русского народа, которого мы называем «юродивым». Воображение режиссера Тарковского позволило ему создать богатую и сложную визуальную основу для истории с помощью дизайнера по свету Роберта Брайанта, чье использование светотени придало коллекции произведений Николая Двиюбски и его красочным костюмам атмосферу таинственности.
Браун вспоминает, что команда была вдохновлена идеями Тарковского, «хотя то, чего он пытался достичь на сцене, иногда казалось невозможным. Например, Андрей был полон решимости сделать кинематографическую сцену своей роскошной и многолюдной сцены коронации». [where Boris is crowned] Прямо к месту действия камеры Бимана [where the young monk who will portray Dmitry learns of the boy’s murder] без изменения декораций. Это было почти невыполнимой задачей – заставить исчезнуть 150 человек, разбросанных по всей площадке, не снимая занавес ». Но они это сделали, и публика была в восторге, потому что ярко освещенная сцена коронации почти сразу же была заменена тускло освещенной пустой сценой, как затворник. Фигура Пиемина медленно двигалась вниз по склону, занимая то же самое место, где коронационная толпа копалась всего несколько секунд назад.
«Андре был скрупулезным, подробным и щедрым в своих инструкциях для нас и команды», – сказал Браун. «Андре был особенно заинтересован в создании небольших сольных сцен в толпе и выборе отдельных участников припева, чтобы сосредоточить внимание на конкретном моменте здесь и там».
Однажды отдел реквизита ROH оставил некоторые вещи, которые использовались в предыдущей постановке Бориса Годунова в 1954 году, поставленной Питером Бруком. Среди них был очень большой глобус, посвященный сцене, в которой молодой Федор изучает карту России. Глобус в постановке Тарковского не понадобился, так как весь центральный склон был окружен огромной ковровой картой России, по которой Федор ползал с пением. Но Тарковский позолочил старую колонну и повесил ее, как гигантский маятник, образ Судьбы, который появляется сначала в конце детской сцены при звуке кремлевских колоколов, а затем в сцене смерти, отсчитывая до последних мгновений жизни. Жизнь Бориса.
Возрождение в Санкт-Петербурге
Роберт Ллойд, который спел Бориса в оригинальном произведении Тарковского, приехал, чтобы повторить свою роль в Мариинском в 1990 году. «Когда Роберт Ллойд впервые присутствовал на репетиции в 1990 году, за несколько недель до премьеры, это должен был быть первый иностранный бас, который исполнил партию Бориса. часть. в Мариинском. Если это не волновало его, он собирался репетировать сцену смерти в 10 часов утра, а это совсем не то, к чему стремится любой бас ». В зале присутствовала вся команда Мариинского театра, которой не терпелось услышать, что может предложить этот англичанин. И Ллойд не разочаровал. Мариинский аплодировал ему стоя не только за пение и игру, но и за безупречный русский язык.
Опера снималась в Мариинском театре в 1990 году, хотя светлое и темное, драматическое на сцене, пришлось сменить на телевидение. «В освещении сцены было много светотени, которое было слишком темным для телевещания. Были внесены некоторые корректировки, чтобы адаптировать его к трансляции. Никаких неправильных сцен не было изменено. Но уровни освещения были увеличены …[all the same] То, что вы видите в фильме, похоже на постановку Мариинского театра 1990 года ».
Сейчас прошло 38 лет с момента оригинальной работы Тарковского в Ковент-Гарден, 31 год с тех пор, как версия Тарковского была показана в Мариинском, и 15 лет с момента первого возрождения в 2006 году под руководством Эркина Гапетова. Хотя общие черты режиссуры Тарковского сохранились, постановка Мариинского утратила часть первоначальной силы и жизненности. Но он остается единственным возрождением оригинального творчества Тарковского, которое сейчас находится на сцене в России, и именно поэтому его стоит посмотреть.
Более подробную информацию о Мариинском театре и постановке можно найти на их англоязычном сайте. Здесь.