Рассказы о российском воспитании писателя



Этот сборник рассказов Михаила Юселя, еврея российского происхождения, профессора Монреальского университета Конкордия, наполнен множеством смертей.

Эти смерти — будь то смерть советских лидеров Леонида Брежнева и Юрия Андропова, близких членов семьи или даже актера Алексея Баталова в «Летят журавли» — наводят на мысль о неожиданных поворотах в книге. Это указывает на то, что Иоссель ценил и понимал парадоксальную и часто жестокую реальность советской жизни в двадцатом веке, которая сформировала его личность в детстве и зрелости и даже его эмиграцию в Соединенные Штаты и проживание в Канаде.



С юмором и состраданием многие из историй в фильмах «Любовь, как вода» и «Любовь, как огонь» рассказывают о раннем детстве Еселя в Ленинграде и его превращении из чуткого и заботливого ребенка хорошо образованных родителей, очарованных его окружением, семьей, страной и Лениным молодому человеку, остро осведомленному о сложной истории своих еврейских предков-коммунистов (которые живут в местечках, погромах и затем сталинской чистке) и советском антисемитизме, которому он подвергается напрямую.

Несмотря на это (а может быть, поэтому), Юсель видит красоту в нелепостях повседневной советской жизни. В одном из рассказов «Двенадцать дней советского Рождества» он точно указал, какую зарплату в 120 рублей в месяц выдержит его зарплата младшего инженера в 1979-1980 годах.

Единичные рассказы, в которых упоминается его раннее творчество, являются сатирическими, но они также дают читателю подсказки о том, как он в конечном итоге увлекается экспериментальными американскими писателями и превращается в самиздатского (подпольного) писателя, амбициозного иммигранта и «предателя родины», который работает охранником в Ленинградском тематическом парке.

READ  Можно мне кенгуру? Навальный издевается над российской тюрьмой диковинными просьбами

Хотя многие из рассказов более длинные, с короткими фрагментами, Иоссель экспериментирует с формой — некоторые из его рассказов представляют собой списки или интервью, другие короткие, почти по размеру открытки. Напротив, в нем используются длинные описательные предложения. Четырехстраничный отрывок под названием «Предложение» состоит всего из одного предложения.

Поэтому в прозе есть одышка и сочность. Приходится возвращаться и перечитывать предложения, анализируя их различные значения. Это неизбежно замедляет читателя, чтобы он усвоил сложность жестов, идей и описаний, которые могут быть размещены рядом или друг над другом.

Выполнение этой работы на уровне чувств требует уверенности и навыков, но Иоссель также обладает глубиной мыслей и чувств и проницательностью к деталям, поэтому такое построение никогда не кажется вынужденным. Скорее, это средство, используемое Иосселем для выражения сложных эмоций, таких как любовь и ненависть к городу или нации одновременно.

Среди 20 историй самые яркие моменты в Москве — это окна всей нашей страны и летающие журавли. Они представляют собой любовные письма к городам Москве и Ленинграду — их районам, станциям метро, ​​памятникам, мостам, общественным жилищам — и исследуют, как это окружение влияет и усиливает жестокие, абсурдные и часто прекрасные взаимодействия уникального космополитического населения Восточной Европы.

Иоссель пишет: «Непрерывный поток грузовиков и автомобилей по проспекту Мира десятью этажами ниже, проявляется в рассеянии света, который медленно, мягко вращается на темном низком гипсовом потолке, висящем в случайных мерцающих узорах». «Это было расслабляющее зрелище».

Художественная литература Айселя в основном политическая. Это помогает нам лучше понять Советский Союз, а теперь и Россию — страну, которая одновременно очаровывает и пугает незнакомцев. Однако его объектив честный и отзывчивый. Если есть один вывод из «Любовь, подобная воде», «Любовь, подобная огню», так это то, что такое сострадание может быть необходимо сегодня более, чем когда-либо, особенно в мире, где по мере того, как количество смертей от пандемии продолжает расти, мы стали нечувствительны к смерти, к другим, и борьбы наций, ни Вы не можете увидеть глубокие преобразования, через которые проходят наши общества.

READ  Как США ликвидировали сеть вредоносных программ, которую российские шпионы использовали для кражи государственных секретов

Барбара Романек живет в Виннипеге, писатель и редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *